Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.
с 2014/2015 учебного года реализуется в 1-4 классах общеобразовательных организаций.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
ФГОС и федеральные государственные требования обеспечивают:
1)единство образовательного прстранства РФ, 2)преемственность основных образовательных прграмм, 3)вариативность содержания обрзовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, 4)государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации их освоения.
ФГОС являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей напрвленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
ФГОС включет в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ
- условиям реализации основных образовательных программ;
- результатам освоения основных образовательных программ
Особенности нового Стандарта
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Требования к результатам обучающихся, устанавливаемые Стандартом начального образования
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиям;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Внеурочная деятельность и ее особенности
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Нормативные документы по реализации ФГОС:
Нормативные документы федерального уровня:
- Фундаментальное ядро содержания ФГОС
- Приказ об утверждении и введении ФГОС
- О внесении изменений в ФГОС Приказ от 26.11.2010 г.
- О внесении изменений в ФГОС Приказ от 22.09.2011 г.
- СанПиН 2.4.2.2821-10
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в ОУ
Нормативные документы регионального уровня:
- Приказ об утверждении плана мероприятий по внедрению ФГОС
- О внесении изменений в приказ об утверждении плана мероприятий по внедрению ФГОС
- Приказ о создании рабочей группы по переходу на ФГОС
- О внесении изменений в приказ о создании рабочей группы
- Об организации работы по переходу на ФГОС
- План перехода на ФГОС
- Приказ о базисном учебном плане ОУ Нижегородской области на переходный период
- Методические рекомендации к Базисному учебному плану 2011-2012
- Методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы
- Письмо об обучении первоклассников в адаптационный период
- Письмо о перечне объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников
- Письмо о введении 3 часа физической культуры в ОУ Нижегородской области
Здесь можно ознакомиться с материалами Федерального государственного реестра основных общеобразовательных программ.
Уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность
Основная образовательная программа начального общего образования
Приложение 1 Программы отдельных учебных предметов УМК "Начальная школа 21 века"
Приложение 2 Программы внеурочной деятельности